
"Сегодня во многих новостройках, преимущественно эконом-класса, не предусмотрен подземный паркинг, а в крупных комплексах – помещение под супермаркет или детское учебное заведение. Причем, как ни странно, в комплексах в пригороде, где, казалось бы, проблем с землей гораздо меньше, чем в Киеве, эта проблема едва ли не актуальнее, чем в самой столице", – отмечает эксперт. По его словам, чаще всего на объектах инфраструктуры экономят частные застройщики в эконом-сегменте.
По его словам, в нынешних условиях продать место в подземном паркинге или объект коммерческой недвижимости гораздо сложнее по сравнению с квартирой. "У покупателей жилья эконом-класса, как правило, хватает средств только на покупку недвижимости. Взять ипотечный кредит практически нереально. Условия банков очень жесткие, а размер эффективной ставки сейчас составляет около 40% годовых в гривне. Однако вместо того, чтобы предложить жильцам более дешевую альтернативу – например, большую удаленную парковку на весь комплекс, застройщики предпочитают вовсе отказаться от паркомест", – подчеркивает эксперт.
Дмитрий Шостя добавляет, что затраты на строительство подземного паркинга сопоставимы с инвестициями в жилье, поэтому цены на места для автомобилей дорогие и могут составлять $15-20 тыс. в домах эконом-класса. "Найти покупателя или арендатора на объект коммерческой недвижимости, который, как правило, расположен на первом этаже жилого дома очень сложно. В результате комплексы без инфраструктуры становятся нормой даже несмотря на наличие прямых законодательных требований на этот счет", - говорит руководитель отдела продаж ЖК "Park Stone".
"Сегодня рынок покупателя. В моменты панического роста курса ни на инфраструктуру, ни на строительные материалы никто не обращает внимание – главное сохранить деньги. Но сегодня, когда основные колебания уже позади, вопрос социальных объектов, охраны, магазинов, парковки для большинства покупателей снова выходит на первый план", – резюмирует Дмитрий Шостя.
02/12
